Широкая, любимая тема для обучения — цветы на большом формате. В этот раз нам достались нежные, пыльно-розовые гортензии, одним боком окрашенные в серо-голубой оттенок и реквизит в виде стеклянной банки необычного цвета от ArtLife.
На такой натуре очень удобно учиться и работе с формой, и с цветом, можно не стеснять себя мелкими деталями, но, разве только, немного. В основе — самая традиционная бумага для пастели Canson Mi-Teintes и различные марки мягкой пастели.
Это моя незаконченная демонстрационная работа с урока, но пока я готовила этот пост она успела приобрести более законченный вид.
Заголовок к этой статье можно назвать девизом моих последних трех недель, дни которых были чем-то похожи.
… Ответив с утра на пару писем и написав несколько рецензий к курсу, я, наконец, развернулась лицом к другой стене, чтобы продолжить работу над картиной.
Глициния 03, 80х80
Это второй этап работы, когда настроение и общая динамика уже заданы и нужно довести картину до определенной степени законченности. Я люблю этот этап — он неспешный, вдумчивый, достаточно интуитивный, и позволяет немного отвлечься на аудио книгу, — сегодня слушаю «Сирены Титана» Курта Воннегута.
Сегодня будет пост о буднях в мастерской: о текстах, столах, мыслях.
Начала читать книгу Уильяма Зинсера — «Как писать хорошо».
До сороковой страницы ничего для себя нового не нашла. То, что тексты нужно чистить, следить за простотой языка, убирать нагромождения — это все я и у других авторов читала, но лишнее напоминание всегда фокусирует внимание. Поэтому книга, на мой взгляд, полезная.
А оглавление книги очень разжигает мое любопытство, особенно глава 13 – «Как писать о себе» или глава 17 — «Как писать об искусстве». Почитаю и потом обязательно советами поделюсь.
А пока — цитата.
«Писать учатся, когда пишут». Уильям Зинсер
И возразить тут нечего, тоже самое могу сказать про рисование. Рисовать учатся, когда рисуют. Я учусь этому всю жизнь и мне кажется, что совершенство ускользает с моим приближением к нему. Да и само совершенство тоже меняется.
Последние две недели я работаю над диптихом — сад Джусти (Giardino Giusti), вернее, над светом в саду Джусти. Тема не простая, потому что основной герой — практически невидимка.
Я обычно рисую днем, но бывает, что до самого вечера есть другие срочные дела.
На этой неделе запустился мой первый онлайн курс на Lectoroom, и я уже комментирую работы учеников. Очень интересно — у кого и что получается. Мой опыт преподавания до сих пор сводился к живому общению, хочется, чтобы дистанционно тоже было интересно и полезно.
Еще мне пришло много новых идей по структуре сайта, и я взялась его корректировать. Например, в главном меню теперь есть страница «События», на которой можно будет заранее посмотреть расписание будущих уроков, выставок и других мероприятий.
Скоро появится новая рассылка, с более информативным и структурным письмом к каждому читателю. Не знаю, как моим подписчикам, но мне не нравится внешний вид писем, которые мне дублируются из моего блога из текущей рассылки.
В общем время на работу с картинами остается не так много, и оно очень драгоценное.
О каких номерах может идти речь в художественной жизни?
Ну, конечно, о номере цвета!
Практически всю свою художественную жизнь я не обращала внимание на номера мелков. Приходила в магазин, смотрела на цвета, какие-то вызывали у меня непреодолимое желание их потрогать и забрать с собой.
В этом посте я хочу поделиться небольшим рассказом о своей недавней поездке в северную Италию.
Прямо перед католическим Рождеством мне довелось слетать в Верону.
Редкая поездка без определенной цели. Хотя нет, цель была — посмотреть на яркое солнце и тени.
Выйдя из маленького аэропорта, я обнаружила под ногами осенние листья, почувствовала, как пахнет земля и заулыбалась.
Дорога к дому была холмистой и мелькала идеальными картинками: узкие улицы, арки в сады, виноградники, старые стены города, кипарисы до неба и солнце. Вечером появился сам город с рождественскими базарами, горячим глинтвейном и гостеприимными итальянцами.
В этой поездке не было ничего спланированного, за исключением машины на прокат, первой ночи в отеле с местом парковки и желанием дойти до сада Джусти. Все остальное — импровизация.
Сегодня я думаю о том, действительно ли Эндрю Уайет хотел бы изобразить свое поле без Кристины, если бы удалось вызвать те же переживания для зрителя.
Размышляя об этом, рисую свое поле осенней травы: красно охристое с голубыми бликами от серого неба — дает ли оно ощущение сильного переживания?
Когда я стояла перед этим полем, то никак не могла понять, какие силы заставили так расти эту траву. Почему оно получилось такого цвета и с такой динамикой? На меня что-то капало сверху, воздух был влажный, но мир красок взрывался — терракота, кобальт, охра, бирюза. У меня не укладывалось в голове, что день не солнечный — казалось, что кто-то подкрутил насыщенность в фотошоп. Я тогда влюбилась в эту неспокойную бугристость, утонула в цвете и в нереальности пейзажа.
Испытываю слабость к угольным рисункам, и у меня сейчас монохромный период. Я не перестала рисовать цветные картины, но мне очень нравится смотреть на монохромные, нравится, когда отсутствует цвет и остается лишь тональное решение — черное и белое, динамичное, пульсирующее.
Листала профиль April, размышляя о том, как все вместе перекликается в ее профиле: и картины, и жизнь, и полезная информация. Перешла на ее сайт и, наконец, прочитала, почему она рисует столько пчел. Там, где она живет, пчелы стали резко пропадать. April рисует их, и если работы продаются, то часть денег отчисляет в фонд, который занимается сохранением их популяции. Все не просто.
Нашла в профиле ссылку на интересного человека-исследователя — Эдварда Осборна Уилсона (Edward Osborne Wilson). О нем есть документальный фильм Lord of the Ants.
И пока все это читала, листала и смотрела, поняла, как соскучилась по лесу и близости земли.
Все, пошла дорисовывать свою совсем не монохромную картину.
Уголь — такое короткое, контрастное и живое слово. Мне нравится произносить его или видеть в описании картин.
По тактильным ощущениям рисовальный уголь немного похож на пастель, но все же он другой — иногда мягче, иногда нежнее и всегда строже. Люблю ощущение угольной палочки в руках и черный, бархатистый пигмент на пальцах во время работы.
Рисую я им не так часто, как пастелью, но если у меня наступает угольный период, то, скорее всего, я снова нащупываю что-то новое в своем творческом пути, переосмысливаю темы, сюжеты, цветовую палитру. Иногда я смешиваю уголь с пастелью, но так, чтобы чувствовалась явное его преобладание.
1-2 октября я провела еще один урок по пастельной живописи.
Тема — «Цветы», с одной стороны, кажется не серьезной, а с другой, цветы — это одни из самых многогранных для меня моделей. На них удобно объяснить одновременно и цвет, и тон, и особенности техники.
Почти на всех своих уроках я начинаю рисовать работу, чтобы показать ученикам что и как я делаю.
Первый этап — это очень важная часть работы. Если не получится харизматичный подмалевок, то потом очень сложно будет добиться динамики и эмоциональности в работе, поэтому этот важный этап я предпочитаю показывать. Он быстрый и размашистый, особенно, если выполняется на некоторых сортах бумаги.
Потом начинается неспешная работа по уточнению деталей. Тут нужно время, чтобы довести формы до определенной степени узнаваемости, и этого времени у меня нет ни на одном семинаре, потому что я хожу от одного ученика к другому, отвечая на вопросы, а их много, и комментирую происходящее.
Но начатые работы уже имеют свой характер и потом при похожем состоянии можно дорисовать работу. Иногда я так и делаю, а иногда такие картины долго лежат в папках.
Мне посчастливилось не отвлечься и снять работы учеников с первого дня семинара, к сожалению, во второй день о съемке я вспомнила только после того, как пол группы уже убежали со своими шедеврами, а вторая часть упаковала хрупкие картины в кальки, но работы первого дня и одну работу со второго семинара можно посмотреть.
Демонстрационная работа второго дня В этот раз мы исследовали две разные темы и два вида бумаг фирмы Canson Mi-Teintes и Mi-Teintes Touch. Бумага очень сильно влияет на стиль рисунка. Если первый вариант позволяет работать с размашистыми растушевками, то второй вид бумаги хорош для нюансов цвета и небольших растушевок. На нем удобнее работать с деталями и ставить эксперименты в технике наложения.
Насыщенные дни получились!
Спасибо всем, кто рисовал со мной и тому, кто помогал приготовить живые цветы к уроку.)